1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Воропаева В.А. «Пытливый, талантливый исследователь…» ( о Абрамзоне С.М.)

Индекс материала
Воропаева В.А. «Пытливый, талантливый исследователь…» ( о Абрамзоне С.М.)
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Все страницы

 

 

Абрамзон Саул Матвеевич, виднейший ученый-этнограф, тюрколог, один из крупных киргизоведов, принадлежит к той плеяде ученых, усилиями которых была создана научная школа в этнографии Кыргызстана. Глубина постановки научных проблем, широкая эрудиция, всестороннее знание особенностей культуры и быта народов Средней Азии, Казахстана, Алтая, Южной Сибири позволили ему вникнуть в многообразие этнических процессов, происходящих с древнейших времен до наших дней, особенно с первой половины жесточайшего ХХ века.
Родился С.М. Абрамзон 3 июля 1905 г. в г. Дмитровском (бывшая Орловская губерния) в семье часового мастера. В 1922 г. окончил советскую школу II ступени и поступил в Ленинградский сельскохозяйственный институт, но в 1924 году перевелся на этнографическое отделение географического факультета Ленинградского университета, где специализировался по турецкому циклу. Выдающиеся тюркологи   А.Н. Самойлович и С.Е. Малов являлись научными руководителями этого цикла.Первые этнографические исследования, проводимые в стране в 1924–  1930 г.г., связаны с именами талантливейших этнографов Н.П. Дыренковой и Ф.А. Фиельструпа. Очевидно, их преданность научному поиску подвигла молодого ученого С.М. Абрамзона связать всю свою творческую жизнь именно с этой, этнографической сферой знания. Еще в студенческие годы он совершил две этнографические поездки: в Пошехоно-Володарский уезд Ярославской губернии – в 1924 г. и в Каракольский округ Кыргызстана  – в 1925 г.  Впоследствии вся научная и педагогическая деятельность ученого была посвящена этому горному краю, и началась она с 1926 года, когда              С.М. Абрамзон был приглашен в республику для работы в Киргизской научной комиссии, созданной для систематического и целенаправленного сбора материалов по истории, этнографии киргизского народа, а также – коллекции для организуемого в республике исторического музея. Трудовую деятельность в республике он, собственно, и начал на поприще научного сотрудника сначала областного музея в г. Фрунзе, а затем – заведующего Государственным музеем. Интеллектуальный «дефицит» – символ времени – сказывался на многих, и в течение нескольких лет С.М. Абрамзон, одновременно работая в качестве заместителя директора Киргизского научно-исследовательского института при Совете Народных Комиссаров (СНК) Киргизской Автономной Республики, руководил секцией «Человек» этого же института, являлся ученым–хранителем Государственного музея, исполнял обязанности директора, а затем был назначен директором Института краеведения при Наркомпросе Киргизской АССР. И хотя он постоянно, с 1931 года, жил в г. Ленинграде и работал до конца своих дней в секторе этнографии народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа Ленинградской части Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР, научная деятельность С.М. Абрамзона была в основном связана с Кыргызстаном.  Заслуги С.М. Абрамзона перед исторической наукой Кыргызстана неоспоримы и огромны. Почти все этнографические экспедиции, проводимые в республике с 1926 года до конца 50-х годов, проходили под его руководством. Саул Матвеевич был основным организатором работы по подготовке специалистов-этнографов в республике. Педагог-ученый, он постоянно читал лекции по этнографии вообще и Киргизии в частности для студентов-историков и географов Киргизского государственного педагогического института в г. Фрунзе. Среди его учеников –  Т.  Баялиева, А. Алымбаева, К. Мамбеталиева и многие другие, посвятившие свою творческую жизнь этнографии. Он консультировал, редактировал работы известных этнографов республики К.И. Антипиной,  А.Ф. Бурковского, И.Т. Айтбаева. В 1966 г. в структуре Института истории Академии наук Киргизской ССР был выделен сектор этнографии. В 1989 г. это подразделение было преобразовано в отдел. С.М. Абрамзон оставил огромное научное наследие: монографии, статьи, рецензии. Они хранятся в Институте истории НАН Кыргызстана. Среди многих – ценнейшие материалы: автографы, письма и рукописи ученого… Диапазон научных проблем, которыми занимался С.М. Абрамзон, широк и охватывает почти все проблемы этнографии киргизского народа. Ведущее место занимают исследования по дореволюционному общественному строю, семье и браку. Важнейшим аспектом исследований С.М. Абрамзона является проблема этногенетических и историко-культурных связей киргизов с народами Средней Азии, Южной Сибири и Центральной Азии. Среди них – вопросы истории форм хозяйственной деятельности киргизов, их материальной культуры, обрядов, обычаев и верований. Как отмечает Саул Матвеевич, свои изыскания в области киргизской этнографии он начал рекогносцировочной поездкой на озеро Иссык-Куль в 1925 году. Среди первых этнографов, проводивших исследования в Кыргызстане в соответствии с современными научными требованиями, были сотрудники ленинградских этнографических музеев Ф.А. Фиельструп (1) и   Н.П. Дыренкова (2). Вторая половина 20-х годов XIX века отличается особенно интенсивной экспедиционно-собирательской деятельностью. И хотя большинство экспедиций не преследовало самостоятельно этнографических целей и проводило в основном социологические и социально-экономические исследования, было собрано и впоследствии опубликовано много ценных материалов, имеющих прямое отношение к этнографии. В рукописных фондах Национальной академии наук хранятся отчетные материалы         Ф.А. Фиельструпа и Н.П. Дыренковой за полевые сезоны 1925–1926 гг. Отчеты с автографами – росписью этих, уже легендарных ученых –  еще одно историческое свидетельство их причастности к истории многих научных открытий. А вместе с этими учеными – и исторической причастности к этим открытиям С.М. Абрамзона.  В 1926–1931 гг. проводились экспедиционные полевые работы по сбору этнографических материалов и коллекции в Прииссыккулье, в долинах Алая, Суусамыра, Чон-Кемина, Кочкора. Эти работы С.М. Абрамзон сочетал с организаторской деятельностью по созданию Республиканского музея и Научно-исследовательского института краеведения при СНК Киргизской ССР. Собственно организацией музея и была продиктована необходимость сбора этнографического материала. Следует отметить, что в эти же годы большой интерес к этнографии родного народа проявили и первые киргизские исследователи – Б. Солтоноев, С.И. Ильясов, Б.Д, Джамгырчинов и Б.М. Юнусалиев.  Являясь руководителем Музея краеведения, С.М. Абрамзон выступает активным пропагандистом краеведческой работы в республике. В местных и центральных журналах он публикует несколько статей: в журнале «Жаны маданият жолунда» в 1928 г. (№13) – статья «Краеведение в Киргизстане», а в № 6–7 этого же журнала – «Октябрь и краеведение», в том же 1928 г.           (№ 5) в журнале «Москва» –  «Краеведение в Киргизии». Материалы этнографической экспедиции, проведенной в 1927 г. в Алайской долине с целью изучения особенностей жизни алайских киргизов и этнокультурных связей с узбеками и таджиками, были обобщены  С.М. Абрамзоном в статье «Алайские киргизы». Она была опубликована в журнале «Жаны маданият жолунда». Пристальное внимание в этот период обращает С.М. Абрамзон на эволюцию манапства – явления, свойственного, собственно, только кыргызам. В начале 30-х годов в журнале «Советская этнография» ученый публикует результаты своих наблюдений в статьях «Современное манапство в Киргизии» и «Манапство и религия», в которых освещаются «новое в социальной физиономии манапства» и «служебная роль мусульманского манапства по отношению к манапству». Здесь были использованы материалы экспедиции, собранные в Чуйской долине. По материалам экспедиционных исследований, проведенных среди населения племен сарыбагыш, солто, бугу, саяк, С.М. Абрамзон опубликовал серию статей «У истоков манапства» в газете «Советская Киргизия».  В Суусамырской долине в 1928 году С.М. Абрамзон изучает религиозные верования, обращая внимание главным образом на «пережитки» шаманизма, распространенные среди населения. В это же время ученый обнаружил обширные эмпирические медицинские знания, известные народу с давних времен.  Все последующие годы научная жизнь ученых Кыргызстана теснейшим образом была связана с учеными Москвы и Ленинграда, многие из которых в годы войны были эвакуированы в республику. Значительным стимулом к расширению этнографических исследований в Кыргызстане послужила организация в 1943 году Киргизского филиала Академии наук СССР и в его составе Института языка, литературы и истории. Этот институт и возглавил всю исследовательскую деятельность по истории республики, в том числе и этнографии ее народа. В декабре 1944 г. на заседании Совета КирФАНа АН СССР  С.М. Абрамзон выступил с докладом «О развертывании исследований этнографии киргизов» и выдвинул идею о создании отдела этнографии в КирФАНе, а также кафедры