1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Асанов Т.И. Политическая конфедерация и структура власти северных кыргызов в XVIII веке. - Страница 2

Индекс материала
Асанов Т.И. Политическая конфедерация и структура власти северных кыргызов в XVIII веке.
Страница 2
Страница 3
Все страницы

 


После падения Джунгарского государства кыргызам представилась ис­торическая возможность вновь приобрести некогда захваченные калмыками территории и исконные земли. При первой встрече с китайскими чиновника­ми Черикчи-бий взамен Цинского покровительства попросил возврат «в на­граду места прежних кочевий» (10.21.). В этих трудных условиях кыргызам необходимо было укрепить устоявшуюся политическую структуру и сохра­нить территориально-политическую целостность родов и племен. Реальная политическая структура, зафиксированная в китайских источниках, факти­чески составляла основу конфедерации Тагай. Первоначально конфедерация Тагай территориально включала северо-восточную часть Ферганы, примы­кая к Александровскому (хребет Кыргызской Ала-Тоо) горному хребту, и объединяла Чу - Таласских и Центрально Тянь-Шаньских кыргызов, где их кочевья дошли до самого Турфана. Но обстоятельства, сложившиеся после завоеваний Цинами Восточного Туркестана, показывают иную картину. Цины, предъявившие территориальные притязания к кыргызам, потребова­ли, чтобы некогда принадлежавшие калмыкам земли отошли к императору. Требования китайцев были безосновательными, кыргызы тоже потребовали от китайских властей возврата прежних кочевий от Или до Каркыры-Кегена, прямой выход на Иссык-Куль лежал через перевал Санташ. В XVIII веке ос­новное ядро конфедерации Тагай составляли северо-кыргызские племена. Район расселения группы Тагай соответствовал местам компактного прожи­вания правого и левого крыла. Племена левого крыла локализованы в основ­ном в Таласе и, по утверждению китайских источников, два племени находи­лись в Андижане. В момент приезда Цинских представителей несколько пле­мен правого крыла находились уже в Иссык-Куле, остальные восемь времен­но расположились вблизи Кашгара (в районе Ат-Баши и Аксай, Т. А.), види­мо, ожидали подходящий момент к откочевке в район Иссык-Куля. Таким образом, дальнейший ход событий говорит об усилении консолидирующего фактора вокруг конфедерации Тагай. В этом направлении непосредственное взаимоотношение с Цинской империей укрепляло внешне-политическое по­ложение Северного Кыргызстана в рамках Восточного Туркестанского и Центрально-Тянь-Шаньского региона. Политическая структура конфедерации Тагай, состоявшая из правого и левого крыла, напоминала прообраз государственного строя. Элементы этой государственной структуры, возникнув в недрах кочевого общества, прежде всего, оппролпео па патртордолопо-праоопше пормш, где доминирующую роль играли родовые правила, обычаи и адаты. Естественно, политическая струк­тура такого типа была недостаточно централизованной. Тем не менее, внут­ри структуры существовала четко определенная иерархия власти. Во главе конфедерации стоял «чоц-бий» («верховный бий»). По традиции он был вы­ходцем из правящего клана Манапа. Маматкулу-бий являлся прямым потом­ком Манапа и, что интересно, должность его считалась выборной. По уточ­нению А. Бернштама, данную должность китайцы сравнивали с ежегодно выбираемым ханом среди кыргызов (7.127-128).
Ставка конфедерации северных кыргызов, возглавляемая Маматкулу-бием, первоначально находилась в Кетмен-Тюбинской долине. Один из спод­вижников Маматкулу-бия Кошой-бий умер в 1753 году в местности Конур-Огуз Кетмен-Тюбинской долины (6.142.). По народным преданиям, именно Маматкулу и Кошой стояли во главе антикалмыкского движения северных кыргызов. В работе Г. Н. Потанина упоминается глава Кетмен-Тюбинских кыргызов некий Минглибай бий (5.427.). С. М. Абрамзон и современные кыр­гызские историки единогласно утверждают, что упоминаемый в 1732 году Минглибай бий является Маматкулу бием (2.79; 9.31.).
Итак, с обретением чон бием верховной власти, компактно организо­ванные родоплеменные объединения он канат и сол канат были основными политическими атрибутами конфедерации Тагай. Это структура подкрепле­на родоплеменной идеологией кыргызов, в котором предкам Ак уула (он ка­нат) и Куу уула (сол канат) считался легендарный Долон-бий. В условиях ко­чевого строя иерархическая соподчиненность шла через цепочку от одной структуры к другой. В результате существующая политическая организация была облечена целостной идеологической системой. В структуре власти, кроме чон бия, функционировал ранг средних пра­вителей биев, предводителей крупных племен. Племя в той или иной родоп-леменной группе составляло единую органическую часть политической струк­туры и обычно такие племена стояли на уровне объединений, в которые вхо­дили разные этнические группы и конгломераты. Поэтому задачей полити­ческой структуры кыргызов издавна было объединение всех групп и этничес­ких образований вокруг одного этноса. Если исходить из этого, то, кроме существующего единого генетического происхождения, в структуре опреде­ленную роль играл идеологический фактор, обеспечивающий духовную и по­литическую общность данного политического объединения. Даже по генеа­логическому канону особое внимание уделено иноэтническим группам, по­павшим в состав племени различными историческими судьбами. Их обычно называли «тондуу уул», т. е. неродным сыном. Это означало "приемный сын", обычно ставший членом семьи уже подростком или полноправным членом данного рода (12.249.).