1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Асанов Т.И. Политическая конфедерация и структура власти северных кыргызов в XVIII веке.

Индекс материала
Асанов Т.И. Политическая конфедерация и структура власти северных кыргызов в XVIII веке.
Страница 2
Страница 3
Все страницы

 

 

 

 

 

Материалы республиканской научно-практической конференции "Жизнь, отданная народу",посвященной 100-летию выдающего государственного деятеля Юсупа Абдрахманова г. Бишкек, 25-26 декабря. Б., 2002. С.-70-75.

 

Сопоставительное изучение генеалогических преданий кыргызов-санжыры с китайскими источниками открывает нам новые страницы по пробле­мам этнополитической истории кыргызов XVIII-XIX вв. Китайские источни­ки в основном характеризуют свод документальных материалов о родоплеменной структуре кыргызов и их расселении, а также данные о родоправителях, собранные чиновниками в Восточном Туркестане. Эти источники, так называемые собрания Синьцзянской коллекции К. А. Скачкова, переведен­ные на русский язык ныне покойной кыргызоведом и китаистом Г. Л. Супруненко, содержат ценные сведения по истории кыргызов. Материалы данного источника требуют тщательного научного анализа, особенно в исследовании родо-племенной организации и при реконструкции политической структуры кыргызов XVIII века.
В китайском источнике «Пиндин чжуньгээр фанлюе» («Описание уми­ротворения Джунгарии») описываются события периода Китайского завое­вания Восточного Туркестана. 22 года правления Цяньлунь. т. е. в 1757 г., Император издал специальный манифест «Старейшине бурутского племени». Этот манифест по содержанию имел предупредительный характер в отноше­нии кыргызов, которые были серьезным препятствием дальнейшего укрепле­ния маньчжур-цинской власти в Восточном Туркестане. Поэтому в манифес­те указывается, что «Вы, буруты, никогда не вмешивались в дела джунгаров, но издавна являетесь соседним владением. Ныне джунгары полностью поко­рены и ваши земли подступили к нашей границе,., если вы не проявите спо­койствия и смирения, или будете перекочевывать через границу, бесчинство­вать и грабить, то сами вызовете конфликт» (10.11). Для оглашения данного манифеста в 1758 г. в кочевья кыргызов пришли специальные посланцы ки­тайских властей. Первым из них, который посетил кыгызское кочевье, был цзянь-цзюнь Чжао Хой; в районе северо-восточного Иссык-Куля в местности Санташ он встретил главу и старейшину племени саяк Турчи-бия (правиль­нее Тюлки-бия, из племени чекир саяк, Т. А.) и Оку. По сообщению Тюлки-бия кыргызы прежде кочевали на западе, возле Андижана. Далее, по сообще­нию этого же бия, «у бурутов в правом крыле десять племен, в левом пять... ныне переселились в Хархали - гулэми и Тогуз-Тороу. Три племени левого крыла - кушчу, сару, кытай всего тысяча с лишним семей, находятся в 15 днях пути от нас... Другие два племени левого крыла - в Андижане, восемь племен правого крыла находятся в близи Кашгара» (10.13).
Глубоко проникая в кочевья кыргызов, китайские чиновники начали подробно изучать их политическую организацию. Правда,на первых порах они опасались отсутствия у кыргызов «единого начальника», так как в неко­торых вопросах «на них нельзя положиться». - отмечает источник. Но, посте­пенно изучая политическую ситуацию, китайцы убедились в том, что кыргы­зы имеют своих правителей би (бий), «бий - это тоже, что у ойратов цзай-сан, а у уйгуров бек» (10.13). Тюлки-бий (Турчи) был правителем племени чекир саяк, и он вместе с бием Шербеком поделили власть на 500 с лишним семей. Видимо, часть сарыбагышей, которыми управляли Маматкулу-бий и Оку, тоже насчитывала около 500 семей. Позже выяснилось, что Маматкулу-бий является «верховным правителем» кыргызов и, по определению китайцев, он претендовал на должность выборного хана. (7.128.).
После экспедиционной поездки по граничащим территориям китайс­кий чиновник Чжао Хой отправил своих офицеров (шивэев) Урдена и То-луньтая в кочевья кыргызов. В сопровождении Тюлки-бия на 12-й день 5-й луны (т. е. 1758 г.) они прибыли в местность Джумгал. Цинские офицеры, огласив императорский манифест в кочевьях Тюлки-бия, затем отправились в Талас. Побывавшие в кочевьях Эшбото, сына предводителя Каработо-бия, офицеры узнали, что в Таласе находится 4 тысячи семей кыргызов под управ­лением бия Маматкули в лице его помощников Каработо-бия, Майтака и Акбая. 18-го числа офицер Урден отрпавился в Тогуз-Тороу, где имел встре­чу с сарыбагышским предводителем Черикчи бием, и на следующий день ог­ласил императорский указ. В источнике отмечается, что Черикчи преподнес 100 голов скота, с целью получения аудиенции у цзянь-цзюня, чтобы отпра­виться на прием в столицу (10.21.). Судя по источнику, Черикчи-бий был вто­рым лицом после Маматкулу-бия, хотя он управлял племенем сарыбагыш и бугу. На переговорах с китайскими чиновниками он отметил, что «нашему Маматкули-бию 90 с лишним лет, телом он тучен, и когда сидит, живот све­шивается до земли, не может сесть на коня. Только три человека - Черикчи, Турий, Киша - поедут в столицу» (10.22). Вопросом отправки кыргызских депутатов занимался именно лично Черикчи- бий. Кроме того, в состав деле­гированных позже подключился доверенное лицо самого Маматкулу-бия Шербек, именовавшийся в источниках его «младшим братом». Но, как изве­стно, Шербек не был младшим братом Маматкулу-бия, а был одним из пра­вящих биев племени чекир саяк (1.46; 11.19).
По полученному докладу Чжао Хой доложил Цинскому двору, что от­правленный в Талас шивэй Толуньтай имел встречу с главой отока (племени) кушчу Майтаком и главой отока кытай Каработо-бием и призвал их к покор­ности. Видимо в пути, китайцы устроили прием кыргызам и узнали, что Ка-работо в возрасте ста с лишним лет и слеп, а Майтаку за семьдесят, ему также трудно будет ездить. Поэтому они, взаимно договорившись, дали согласие, что в китайский лагерь поедут младший брат Майтака Шукур и племянник Каработо-бия Хебици для согласования дальнейшей поездки в императорс­кий двор. На приеме Хебици сообщил китайцам о делении кыргызов на пра­вое и левое крыло. Правым крылом управлял Маматкулу, а левым крылом Каработо. В двух отоках кушчу и кытай находилась тысяча с лишним семей. (10.25.). Возможно, китайские чиновники преувеличивали возраст Каработо бия. Как нам известно, Каработо-бий еще упоминается в киргизско-казахс­ких взаимоотношениях 1764 года. По сообщениям русских источников, в том же году на кочевавшего в окрестностях г. Туркестана Каработо бия напал султан среднего жуза Абулфеис, с целью овладения Ташкентским торговым трактатом (8.680; 9. 93).