1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Асанов Т.И. Политическая конфедерация и структура власти северных кыргызов в XVIII веке. - Страница 3

Индекс материала
Асанов Т.И. Политическая конфедерация и структура власти северных кыргызов в XVIII веке.
Страница 2
Страница 3
Все страницы

 


Исторические данные показывают, что последующий период ознаме­новался укреплением власти всех кыргызских племен на базе конфедерации Тагай. Этому способствовала внутриполитическая обстановка, сложившая­ся после джунгарского периода, и политика экспансии китайских властей. Между тем были определенные спорные моменты и разногласия в кыргызс­ко-казахских приграничных районах, нередко приводившие к военным стол­кновениям. Осенью 1779 года состоялся крупный поход Аблай-хана против кыргызов. Глава кыргызских племен Эсенгул-баатыр отправил своего посла Тулеберди-бия к Аблай-хану для установления мирных отношений. Приняв­ший кыргызского посла в своей ставке около г. Туркестана Аблай-хан предъя­вил кыргызам территориальные притязания. Судя по источнику, Тулеберди-бий аргументировал позиции кыргызской стороны по поводу границ и, при­держиваясь дипломатического этикета, вежливо ответил, что он не в состоя­нии решать такие вопросы. При этом Тулеберди-бий осведомил Аблай-хана о том, что кыргызы делятся на он канат (правый) и сол (левый) канат (кры­ло), они объединяются под общим названием Тагай, и где слова Эсенгул-баа-тыра распространяются на всех кыргызов (4.2-3.)
После возвращения Тулеберди-бия состоялся совет кыргызских биев во глаье с Эсенгул-баатыром, принявшим решение о необходимости мира с Аб-лай-ханом. В 1780 году было заключено перемирие. Эти факты свидетельствуют, что такая внешняя политика проводилась вокруг конкретного политического объединения и была присуща для конфе­дерации Тагай. Поэтому данный источник, где упоминается о двух родопле-менных объединениях под общим названием Тагай, подразумевал родопле-менную конфедерацию северных кыргызов. Дальнейшее развитие этой кон­федерации непосредственно было связано с формированием общественного сознания, идеологическая основа которого опиралась на санжыру.
Не меньшую роль играл вопрос хозяйственно-экономического харак­тера. Каждое племя, вошедшее в состав конфедерации, имело определенный район пастбищ и земли, в которых строго придерживались правил пользова­ния земельными угодиями. Таким образом, в силу своих возможностей, кон­федерация Тагай была основным консолидирующим политическим объедением Северного Кыргызстана во II половине XVIII века. Она могла отстоять государственные интересы кыргызов, укрепляя политическое единство родов и племен.
Литература:
1.Абрамзон СМ. Этнический состав киргизского населения Северной Кир­гизии // ТКАЭЭ, Т. 4 - М., 1960
2.Абрамзон С. М. Народные предания, как источник для изучения этничес­кой истории киргизов Центрального Тянь-Шаня // Этническая история наро­дов Азии: Сб. статей/Отв. ред. С. М. Абрамзон и Р. Ф. Итс. - М., 1972.
3.Алымбеков Т. Кыргыз урууларынан чыгышы женунде. // КР ИУАнын кол жазмалар фонду (КЖФ). № 364. Д. 2.
4.Алымбеков Т. Кокон кандыгына чейинки кыргыздын турмушу женунде. // КЖФ. №1454.
5.Аристов Н. А. Усуни и кыргызы или кара-кыргызы. Бишкек, 2001.
6.Байгаринов М. Кыргыз элинин санжырасы// КЖФ. № 564.
7.Бернштам А. Источники по истории кыргызов в XVIII веке. // Вопросы истории. № 11-12. 1946.
8.Казахско-русские отношения в XVI-XVII вв. // Сб. док. и материалов. -Алам-Ата, 1961.
9.Сапаралиев Д. Взаимоотношения кыргызского народа с русскими и сосед­ними народами в XVIII в. Бишкек, 1995.
10.Супруненко Г. П. Материалы из китайских источников по истории кирги­зов XVIII нач. XIX вв. // КЖФ. № 5179.
11.Термечиков Арыктын санжырасы. // КЖФ. № 116.
12.Юдахин К. К. Киргизско-русский словарь. -Фрунзе. 1985.