1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Асанов Т.И.Этнополитическая структура кыргызов в XV-XVI вв.

Индекс материала
Асанов Т.И.Этнополитическая структура кыргызов в XV-XVI вв.
Страница 2
Страница 3
Все страницы

 

 

 

 

 

Диалог цивилизаций на великом шелковом пути. Материалы Международной научной конференции Бишкек, 26-27 сентября 2001 года. Б., 2002. С.-32-37.

Политическая структура кыргызов все еще остается малоизученной проблемой в современной исторической науке. В этом отношении сопоставительное изучение генеалогических преданий кыргызов - санжыры с письменными источниками открьшает нам новые страницы их этнополитической истории.
По генеалогическим данным родоплеменная структура кыргызов издавна разделилась на две ветви.
Это "Отуз уул" - "ичкилик", "отуз уул" - "булгачы", "отуз уул" -"он уул", "он канат" и "сол канат" (1.8.10). Родоплеменные названия "булгачы" и "он уул" всегда подразумевали группу "ичкилик". Какая из них играла определяющую роль в истории кыргызского народа нам неизвестно. Тем не менее, каждое из этих названий имеет свою эпоху формирования и они отражают определенный отрезок времени в этнополитической истории кыргызского народа.
Сведения аналогичного характера встречаются в персо-язычном сочинении XVIb. "Шаджарат ал - атрак", где есть легенда о происхождении кыргызов и делении их на две ветви - кыргыз и отуз уул /6.36/. Другие данные относительно вышеупомянутого вопроса имеются в сочинении XVI в. "Маджму ат - таварих" Сейф ад-Дина Ахсикенти / 5.206-207./, где описываются события о разделении кыргызов на Он канат /правое крыло/ и Сол канат/левое крыло/. Наиболее достоверными считаются сведения из китайского источника "Си-юй-чжи", составленного в 70-х годах XVUI /9.78.Z в котором приведены данные около двухвековой давности, когда кыргызы были разделены на две части - Северную ("кыргыз") и Южную ("тогосохолэ"). Таким образом, эти данные в определенной мере создают нам возможность проследить формирование и развитие этнополитической структуры кыргызов в период позднего средневековья и нового времени.
Как показывает анализ источников, в политическом развитии кочевого общества немалую роль сыграл этнический фактор, в котором процесс формирования этнополитической структуры совпадает с завершающим этапом образования кыргызской народности. На фоне этого высказывания можно выдвигать такую гипотезу, что изначально родоплеменные объединения "отуз уул" было этническим названием в составе новообразованной этнической общности кыргыз. И не исключается что отуз уул" и "он уул" являются более ранней формой их дуальной структуры. Видимо, процесс внутриэтнической стабилизации обеспечивал параллельное развитие этих двух ветвей, где его основное ядро составляло исконно кыргызские и тюрко-монгольские древние племена. Данная структура обрела свою окончательную форму в середине XVb. Дальнейшее развитие этнополитической структуры кыргызов прежде всего зависело от политической, экономической, демографической, географической и этнической обстановки региона.
В первой половине XVIb. с воздействием вышеназванных факторов и овладением кыргызами Моголистана, отуз уул распался на он, канат и сол канат. По свидетельству Ферганского сочинения "Маджму ат-таварих", возникновение правого и левого крыл было делом некоего Имама Ибрахима Заранджиша, по-видимому он один из представителей суфийских кругов Ферганы /5.205./. Непосредственный контакт с кыргызами дал возможность проникновения суфизма среди кыргызов и они в определенной степени воспользовали санжыру с целью укрепления религиозных позиций среди кочевников. Поэтому эта персона вряд ли имеет какое-то отношение к рассматриваемому вопросу, тем более, что такая структура сложилась веками. Нас интересуют другие моменты источника, по которому в начале XVIb. политическая структура кыргызов претерпела определенные изменения. Она прежде всего была связана с преимущественным положением кыргызов, которые впитывая остатки могольских племен, постепенно расширили район своего политического влияния. В такой обстановке произошла определенная корректировка в политической организации кыргызов, что зафиксировал " Маджму ат-таварих" - сочинение ХУ1века. Согласно этому же источнику, в начале XVI в. основу дуальной структуры кыргызов составляли правое и левое /"он, канат" и "сол канат"/. Этот факт интересен тем, что в состав правого крыла в то время входили две крупные объединения "отуз уул" и булгачы". Нам уже известно, что " булгачы" является одним из наименований группы ичкилик. Чем объясняется такая ситуация и как оказались прежние крупные племенные объединения в составе правого крыла?
Когда произошло разделение отуз огула на две ветви, расстановка политических сил больше всего тяготела в сторону он каната. Это был фактически началом политического подъема некоторых племен, входивших в состав правого крыла. Механизм управления, видимо, оставался тем же, где дуальная структура он канат и сол канат обозначали основу политической организации кыргызов уже нового и более компактного характера. Также не исключено что правящая верхушка этой структуры была выходцем из древней ветви отуз уул. Поэтому он канат фактически состоял из самого отуз огула правящего и из группы "булгачы"/ "ичкилик  7. соперничающего рода. В "Маджму ат-таварихе" упоминается некий Салус бек Булгачы, который по-видимому, был могольского рода "булгачы" некогда стоявшего во главе ичкиликов. "Хотя кыргызы могольское племя, однако из-за многочисленных противоречий с хаканами они отделились от моголов", - пишет М>хаммед Хайдар /7.184./. Видимо, этот факт достоверен тем, что в некоторое время кыргызы действительно находились в составе моголов и фактически они мало отличались друг от друга. Не исключено, что упоминаемое этим же автором могольское племя булгачы /7.104./, смежно жили с кыргызами и могло бы стоять во главе одной из ветвей кыргызских племен. По "Маджму ат-тавариху", в состав булгачы входили следующие племена бостон, деелес /тоолос/, теит, кангды, кыдырша и жоо-кесек. Основу отуз огула составляли Адине /Адигине/, Тагай, Мунгуш, Кара багыш. Из упомянутых в источнике племен только колена Тагая перечислены в следующем порядке: жедигер, саяк, бугу, деелес / деелес считается родоначальником сарыбагышей, источник, по-видимому, имеет ввиду самого рода - Т.А. /солто/5. 205-206./. Не говорят ли эти данные о политическом подъеме правого крыла, в частности, колена Тагай. Что касается левого крыла, то в него входили племена как: басыз, мундуз, кытай, чоц багыш, сару и кушчу. Следует еще отметить, что в составе Тагай отсутствуют племена моцолдор, черик и коцурат. По генеалогическим преданиям, происхождение этих племен принадлежит к Наал Эдже легендарной сестре Адигине и Тагая. Конурат или Хонгират встречается во многих источниках как древнемонгольское племя. Чериков можно отнести к исконно могольским племенам.

 


 


Согласно генеалогической линии, зафиксированной в " Маджму ат-таварихе", Инга Тора Баймурат Черик, был одним из представителей родовых вельмож моголов. Нуждается в глубоком анализе само название моцолдор, остатки некогда обитавших в Тянь-Шанском регионе и целиком вошедших групп моголов в состав правого крыла. Таким образом , уже в ХТвеке этнический состав кыргызского народа стал стабилизироваться, что сопровождалось окончательным формированием политической структуры кыргызов, основанной на дуальной организации - Он канат и Сол канат. Такая структура фактически стояла на уровне государственного строя кочевников, где на ее базе сформировались политические институты власти и управления, а также его атрибуты. Сконцентрировав основные силы управления и власти, институт бийства вплоть до начала Х1Хв. играл доминирующую роль в кыргызском обществе.
Дальнейшее развитие исторических событий показывают, что наряду с этническим и политическим фактором к последующему развитию структуры, существенно повлиял распад самого Моголистана. При соперничестве могольскими хаканами из-за пастбищ районов Моголистана кыргызы одержали верх и они, постепенно проникнув, овладевали ими. Оставшиеся моголы были ассимилированы. Очевидец этих событий, Моголистанский историк Мухаммед Хайдар пишет "... кыргызы являлись зачинщиками всех смут в Моголистане .., с 916 /1510-1511/ года из-за кыргызов ни один могол не мог жить в Моголистане /7.154; 461./. По уточненным сведениям О. Караева, в середине XVIb "... могулы окончательно были вытеснены из северного Тянь-Шаня кыргызами, которые кочевали от Джалыша /Кара-шара/ до Чу-Таласской долины..." /4.101-1027. Следовательно, постепенно кыргызами заселены районы Центрального Тянь-Шаня и отчасти Памиро-Алайского горного массива и Приферганья, а также Восточный Туркестан. После этих событий, кыргызы обосновавшись в основном, в выше названных регионах Моголистана, по географическому признаку образовали не менее трех групп, обособленных друг от друга, но сохранивших традиционную политическую структуру. Естественно, в таких ситуациях политическая структура кыргызов потерпела определенные изменения, на что намекает китайский источник "Си-юй-чжи".
"Постепенно население увеличилось, всем охоты не хватало, -описывает источник, и по этой причине среди них поднялась борьба за землю.. .220 с лишним лет тому назад они сообща вели мирные переговоры и разделили население на равные части. Выделили два подразделения, выбрали из богатых предводителей, каждому указали владения: земли, реки, горы, разделились на две ветви -северную и южную.". Южная называлась То-го-со-хо-лэ, Северная называлась Кэ-эр-гэ-ци-сы. Каждая делилась внутри на ветви /9.78./
Источник четко и определенно называет южную родоплеменную структуру - тогуз уулом и северную кыргызом. Приводя эти данные, китайские власти, видимо обрабатывали первичный материал-легенду, в основе которой лежали исторические события около Двухвековой давности. Хотя эти сообщения не означают появление новой структуры, но в некотором смысле, они подтверждают структурные изменения в родоплеменной организации кыргызов. По-видимому, эти события происходившие где-то в середине XVIb. фиксировались и в генеалогических преданиях правого крыла.
Согласно преданию, потомки Ак уула /правого крыла/ Адигине и Тагай проводили трапезу в честь раздела имущества /" энчи болуу"/. Во время трапезы они обоюдно между собой договорившись разделили скот, земли и народ, обозначили границу в Ошском Кара-Дарье. Правая сторона этой реки досталась Тагаю, а левая Адигине. При разделе имущества они устроили игру "ордо атыш" /игра в альчики, азартная игра у взрослых - Т.А./ и от этой игры между ними возникла ссора. Народ еле уладил разлад, но вражда осталась. Вследствии того, Тагай мог управлять только своим народом и в его владения входили земли от Ат-Баши до Намангана, включая Кетмен-тюбе, Чаткал /1.177./.

 


 


При сопоставлении этих данных мы убедились, что тут речь идет об одном и том же историческом событии. В связи с этим А.Н. Бернштам в своей работе ссылаясь на китайские источники, уточняет границу между восточными и западными бурутами именно по линии бассейна р. Кара-Дарьи /2.127./. Поэтому, на наш взгляд, эти сведения являются не случайными и бассейн р. Кара-Дарьи был историко-геофафическим районом, где шел процесс структурного изменения в политической организации кыргызов. Это объясняется тем, что с возвышением некоторых родоплеменных объединений в рамках еще тогда существовавшей структурной организации, выделялись определенные политические силы способные консолидироваться не только по родовым признакам, но и с учетом тех ситуаций которые складывались после падения Моголистана. В задачу этих объединений ставилось создание компактной политической структуры, которая соответствовала бы географическому расселению кыргызов. Образование такой организации было требованием времени. Ибо кыргызы, обосновавшиеся в горных пространствах Моголистана, постепенно обособлялись друг от друга, где их больше привлекали высокогорные пастбищные районы. Видимо, ситуация складывалась так, что основные черты дуальной этнополитической структуры в организационном плане кочевого общества все-таки был сохранен. Теперь он в обществе функционировала как идеологическая основа всех кыргызских племен, а также политических новообразований, возникших по регионально географическому признаку.Таким образом, характер изменения в политической организации кыргызов в середине XVIb заключался в том, что группа "тогуз уул" подразумевала в основном родоплеменное объединение ичкилик, включая племена мунгуш и адигине из состава правого крыла, а группа "кыргыз" подразумевала правое и левое крыло, обитавшие в основном, в северных районах Кыргызстана. Такая структура кыргызов просуществовала вплоть до нашествия джунгаров и она играла определенную роль в политической, организации кочевого общества кыргызов.
Литература
1. Бала Айылчынын санжырасы //Кыргыз санжырасы.-Бишкек,1994.
2. Бернштам A.M. источники по истории кыргызов в XVII веке//Вопросы истории № 11-12, 1946.
3. Жумабаев С. Кыргыз санжырасы // Рукописный фонд Национальной академии наук Кыргызской Республики /далее сокращенно РКФ HAH KP/ № 564.
4. Караев О. Чагатайский улус. Государство Хайду. Могулистан.-Бишкек, 1995.
5. Материалы по истории киргизов и Киргизии. Вып.2//РКФ HAH KP № 629/5176/.
6. Материалы по истории киргизов и Киргизии. Вып.1.М.,1973.
7. Мирза   Мухаммед Хайдар. Тарих-и Рашиди // Введение, перевод с персидского А.Урынбаева, Р.П. Джалиловой, Л.М. Елифоновой.-Ташкент,1996.
8. Молдо Мухаммед Али Кыпчаки Кыргыз тарыхы,кыргыздардын урууга белунушу тууралу // РКФ HAH KP, № 47.
9. Супруненко Г.П. Материалы из китайских источников по истории киргизов XVIII - начала XIXbb.- Фрунзе, 1976//РКФ HAH KP, № 5179.
10.Умет Молдонун архивинен кечурмо // РКФ HAH KP, №191.