1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Асанов Т.И.Этнополитическая структура кыргызов в XV-XVI вв.

Индекс материала
Асанов Т.И.Этнополитическая структура кыргызов в XV-XVI вв.
Страница 2
Страница 3
Все страницы

 

 

 

 

 

Диалог цивилизаций на великом шелковом пути. Материалы Международной научной конференции Бишкек, 26-27 сентября 2001 года. Б., 2002. С.-32-37.

Политическая структура кыргызов все еще остается малоизученной проблемой в современной исторической науке. В этом отношении сопоставительное изучение генеалогических преданий кыргызов - санжыры с письменными источниками открьшает нам новые страницы их этнополитической истории.
По генеалогическим данным родоплеменная структура кыргызов издавна разделилась на две ветви.
Это "Отуз уул" - "ичкилик", "отуз уул" - "булгачы", "отуз уул" -"он уул", "он канат" и "сол канат" (1.8.10). Родоплеменные названия "булгачы" и "он уул" всегда подразумевали группу "ичкилик". Какая из них играла определяющую роль в истории кыргызского народа нам неизвестно. Тем не менее, каждое из этих названий имеет свою эпоху формирования и они отражают определенный отрезок времени в этнополитической истории кыргызского народа.
Сведения аналогичного характера встречаются в персо-язычном сочинении XVIb. "Шаджарат ал - атрак", где есть легенда о происхождении кыргызов и делении их на две ветви - кыргыз и отуз уул /6.36/. Другие данные относительно вышеупомянутого вопроса имеются в сочинении XVI в. "Маджму ат - таварих" Сейф ад-Дина Ахсикенти / 5.206-207./, где описываются события о разделении кыргызов на Он канат /правое крыло/ и Сол канат/левое крыло/. Наиболее достоверными считаются сведения из китайского источника "Си-юй-чжи", составленного в 70-х годах XVUI /9.78.Z в котором приведены данные около двухвековой давности, когда кыргызы были разделены на две части - Северную ("кыргыз") и Южную ("тогосохолэ"). Таким образом, эти данные в определенной мере создают нам возможность проследить формирование и развитие этнополитической структуры кыргызов в период позднего средневековья и нового времени.
Как показывает анализ источников, в политическом развитии кочевого общества немалую роль сыграл этнический фактор, в котором процесс формирования этнополитической структуры совпадает с завершающим этапом образования кыргызской народности. На фоне этого высказывания можно выдвигать такую гипотезу, что изначально родоплеменные объединения "отуз уул" было этническим названием в составе новообразованной этнической общности кыргыз. И не исключается что отуз уул" и "он уул" являются более ранней формой их дуальной структуры. Видимо, процесс внутриэтнической стабилизации обеспечивал параллельное развитие этих двух ветвей, где его основное ядро составляло исконно кыргызские и тюрко-монгольские древние племена. Данная структура обрела свою окончательную форму в середине XVb. Дальнейшее развитие этнополитической структуры кыргызов прежде всего зависело от политической, экономической, демографической, географической и этнической обстановки региона.
В первой половине XVIb. с воздействием вышеназванных факторов и овладением кыргызами Моголистана, отуз уул распался на он, канат и сол канат. По свидетельству Ферганского сочинения "Маджму ат-таварих", возникновение правого и левого крыл было делом некоего Имама Ибрахима Заранджиша, по-видимому он один из представителей суфийских кругов Ферганы /5.205./. Непосредственный контакт с кыргызами дал возможность проникновения суфизма среди кыргызов и они в определенной степени воспользовали санжыру с целью укрепления религиозных позиций среди кочевников. Поэтому эта персона вряд ли имеет какое-то отношение к рассматриваемому вопросу, тем более, что такая структура сложилась веками. Нас интересуют другие моменты источника, по которому в начале XVIb. политическая структура кыргызов претерпела определенные изменения. Она прежде всего была связана с преимущественным положением кыргызов, которые впитывая остатки могольских племен, постепенно расширили район своего политического влияния. В такой обстановке произошла определенная корректировка в политической организации кыргызов, что зафиксировал " Маджму ат-таварих" - сочинение ХУ1века. Согласно этому же источнику, в начале XVI в. основу дуальной структуры кыргызов составляли правое и левое /"он, канат" и "сол канат"/. Этот факт интересен тем, что в состав правого крыла в то время входили две крупные объединения "отуз уул" и булгачы". Нам уже известно, что " булгачы" является одним из наименований группы ичкилик. Чем объясняется такая ситуация и как оказались прежние крупные племенные объединения в составе правого крыла?
Когда произошло разделение отуз огула на две ветви, расстановка политических сил больше всего тяготела в сторону он каната. Это был фактически началом политического подъема некоторых племен, входивших в состав правого крыла. Механизм управления, видимо, оставался тем же, где дуальная структура он канат и сол канат обозначали основу политической организации кыргызов уже нового и более компактного характера. Также не исключено что правящая верхушка этой структуры была выходцем из древней ветви отуз уул. Поэтому он канат фактически состоял из самого отуз огула правящего и из группы "булгачы"/ "ичкилик  7. соперничающего рода. В "Маджму ат-таварихе" упоминается некий Салус бек Булгачы, который по-видимому, был могольского рода "булгачы" некогда стоявшего во главе ичкиликов. "Хотя кыргызы могольское племя, однако из-за многочисленных противоречий с хаканами они отделились от моголов", - пишет М>хаммед Хайдар /7.184./. Видимо, этот факт достоверен тем, что в некоторое время кыргызы действительно находились в составе моголов и фактически они мало отличались друг от друга. Не исключено, что упоминаемое этим же автором могольское племя булгачы /7.104./, смежно жили с кыргызами и могло бы стоять во главе одной из ветвей кыргызских племен. По "Маджму ат-тавариху", в состав булгачы входили следующие племена бостон, деелес /тоолос/, теит, кангды, кыдырша и жоо-кесек. Основу отуз огула составляли Адине /Адигине/, Тагай, Мунгуш, Кара багыш. Из упомянутых в источнике племен только колена Тагая перечислены в следующем порядке: жедигер, саяк, бугу, деелес / деелес считается родоначальником сарыбагышей, источник, по-видимому, имеет ввиду самого рода - Т.А. /солто/5. 205-206./. Не говорят ли эти данные о политическом подъеме правого крыла, в частности, колена Тагай. Что касается левого крыла, то в него входили племена как: басыз, мундуз, кытай, чоц багыш, сару и кушчу. Следует еще отметить, что в составе Тагай отсутствуют племена моцолдор, черик и коцурат. По генеалогическим преданиям, происхождение этих племен принадлежит к Наал Эдже легендарной сестре Адигине и Тагая. Конурат или Хонгират встречается во многих источниках как древнемонгольское племя. Чериков можно отнести к исконно могольским племенам.