1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Тунтеев Н.С. Ормон- как аскербаши кыргызов.

Индекс материала
Тунтеев Н.С. Ормон- как аскербаши кыргызов.
Страница 2
Все страницы

 

 

 

Вестник Кыргызского Национального Университета имени Жусупа Баласагына. Б.,2003.  Серия 1 Выпуск 3. С.-183-185.

 

Рассматривая фигуру Ормона с различных сторон хотелось бы отметить его полководческий дар, которым он, несомненно, обладал. Первая треть XIX в. на которую падает время его становления и обретения навыков военного дела как воина, характеризуется агрессивными устремлениями против кыргызов Кокандского ханства, казахов, Цинского Китая и взаимными набегами кыргызских племен. В этом несомненную роль сыграла, сама кочевая жизнь кыргызов, сопряженная постоянным пребыванием в тревожной обстановке, как недавнее кыргызко-калмакское и кыргызско-казахское противостояние. У каждой кыргызской юрты при выходе справа стояла воткнутое в землю копьё, всегда готовое к бою. У кыргызов угон скота - «барымта» - считался молодецким делом, в котором они приобретали навыки военного дела. Кыргызские предания о батырах, защищавших свой аил, Ала Too от врагов воспитывала в нем чувство патриотизма.
В это время кыргызы всеми доступными средствами боролись за сохранение независимости. Вожди кыргызов понимали гибельность родоплеменной разобщенности. Ормон всячески прилагал усилия к тому, чтобы максимально объединить и вооружить племена кыргызов для борьбы с внешней агрессией. В этом он был достойным потомком и продолжателем дела Манаса, Барсбека, Тагая, Манапа, Атаке и других своих предков. Попытаемся рассмотреть деятельность Ормона и его военные успехи и трагический финал в нескольких эпизодах его жизни. После его коронации северо - кыргызскими феодалами в 1842 г. он стал создавать бюрократический аппарат, в том числе и вооруженные силы, во главе которых он поставил баатыра Торогельди. Вскоре кыргызам пришлось противостоять нашествию Кенесары Касымова. Весной 1847 г. Кенесары со своими сарбазами осадил крепость Мерке, комендант которой откупился от Кенесары, хотя номинально кокандцы были обязаны защищать своих подданных - кыргызов. Солтинцы обратились к коменданту крепости Бишкек, на что тот ответил, что примет все меры к отрешению атаки казахов, а также известит об их появлении дымовым сигналом. Зверства казахов сделали сопротивление всеобщим. Кыргызское войско встретилось с казахами выше современного Токмока по правому берегу Чу, около горной гряды Кекиликтин сенири. В жарких стычках и турнирных поединках прошла неделя. Обе стороны проводили так называемую разведку боем. Затем к северо - кыргызскому воинству пришел их номинальный глава Ормон с дополнительным вооружением в виде стрелкового вооружения и съестными припасами. Здесь он применил так называемый Ормон опозо или Ормоновский блеф -военную хитрость, приказав каждому воину привязать к хвосту лошадей кусты облепихи и нещадно пылить. Столбы пыли поднимались на высоту, пугая казахов. В предгорьях ночью были разжены костры, которые говорили бы казахом о несметном кыргызском войске. Опозо действительно подействовала на казахов. Те были деморализованы и более не помышляли покорить кыргызов. Загрохотали боевые барабаны - добулбасы и кернейи - трубы, зовя кыргызов к решительному сражению. Воины кыргызских родов талканов, болокбаев, саяков, тынаев, черикчи, надырбек, темир, болот и другие со своими уранами пошли в атаку и загнали казахов в болото Мыкана, где многие погибли и частью попали в плен. Разгром был полный. Кенесары и его брат Норузбай были казнены как виновники братоубийственной войны. Здесь проявился военный талант Ормона и его авторитет возрос. Затем воспользовавшись создавшейся военно-политической обстановкой в 1849 г. он разрушил ненавистный символ Кокандского владения в западном Прииссыккулье - крепость Кетмалды.

 


 


Вооружение кыргызов того времени делилось на дистанционное (различные ружья, луки стрелы, несколько пушек малого калибра) и для ближнего боя (копья, сабли, боевые топоры, дубинки). Кыргызы использовали местность для сражения, удобную для них.
В этой войне участвовали почти все северокыргызские племена, за исключение бугунцев, которые стали в стороне от общекыргызского дела и не прислали ни одного жигита. Кыргызы широко применяли огнестрельное оружие и сражения в основном проходили в конном строю. Победу обеспечивало и то, что кыргызы воевали за свои семьи и земли. В этой войне прославились кыргызские баатыры Торогельди, Тулекабыл, Абийир, Келдике, старый баатыр Назарбек, баатыры Андаш, Жамангара, Калпак, Илип и, конечно, Ормон. После этой войны многие кыргызские воины получили почетную приставку к своему имени - баатыр. Ормон, по некоторым сведениям вынашивал идею общекыргызского похода на нойгутов в отместку за смерть своих предков Учуке и Тулку - незадачливых домогателей руки и сердца Жаныл Мырза (нойгутки). Но в той сложившейся геополитической ситуации, на наш взгляд, это было нереально. Известно, что в некоторых сражениях Ормон применял большие табуны лошадей, которых воины гнали впереди себя для прорыва оборонительной   линии   войск противника и был знаком с тактикой сражения русских войск. У него в аиле жили два беглых русских солдата, которые обучали военному делу сарбагышей.
Стремясь к объединению кыргызов, воспользовавшись ссорой, как поводом он начал свою последнюю войну с бугинцами. Не дожидаясь сбора сарбагышского воинства, он с авангардом в 600 всадников осенью 1854 г. на берегу речки Шаты в Тюпском районе встретился с ополчением бугинцев. Он по характеру был, как Ахилла у древних греков или, как Чапаев - всегда в авангарде своего войска. Он был храбрый рубака. На турнирный поединок на копьях - эр сайыш, который как обычно предшествует битве, он вышел сам, несмотря на сравнительно почтенный возраст в 65 лет. И был побежден более молодым и сильным противником Кылычом, он был сбит с лошади. Да и смерть он встретил достойно как воин, несмотря на ранение он встал в полный рост. И спокойно встретил смертельный удар копьем. И как стало мне известно его могила, ныне находится в предгорьях Кунгой Ала Too, справа от входа в ущелье Чон Ак Суу выше нынешнего села Григорьевка. Это, по видимому, соответствует действительности, так как его аил или ставка находилась в местности Кырчын напротив с. Семеновка или Кичи Аксуу. Это рядом. Такова была личность этого человека как воина и аскербаши кыргызов. Знакомясь с исторической литературной о нем, я обратил внимание на него как высоконравственного человека, так как он наложил жесткий запрет на позорно - порнографическое зрелище, практиковавшееся некоторыми феодалами ( тее чечмей), считая, что это несовместимо с человеческим достоинством.
В истории всех народов и всех времен объединители народа и создатели государства никогда не могли быть мягкотелыми. Это противоречит природе создания государства. Высокие думы Ормона, его деяния во славу кыргызского народа и государства должны служить ярким примером для власть имущих сегодняшнего Кыргызстана.
Литература:
1.  Жамгерчинов Б. Киргизы в эпоху Ормон хана // Труды ИЯЛИ. Вып. 1 - Фрунзе, 1944
2.  Солтоноев Б. Кызыл кыргыз тарыхы - Б., 1993.
3.  Бернштам А. Из истории международных и военных отношении Киргизии // Труды ИЯЛИ. - Вып.1 -Фрунзе, 1945