1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Носова Е.В.Вклад Русской Православной Церкви в победу - Страница 8

Индекс материала
Носова Е.В.Вклад Русской Православной Церкви в победу
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Все страницы


Во главе приюта стоял священник Георгий Бенигсен, он же возглавил и школу при храме. Школу на 80 мест при псковской Варлаамовской церкви организовал отец Константин Шаховской. Отец Владимир Толстоухов открыл 17 начальных школ в Пушкиногорском районе, 15 школ создали священники Миссии в Красногорском округе.
Годы спустя в Советском Союзе эту деятельность назовут «религиозным растлением юношества», а православного пастыря о. Георгия Бенигсена будут обвинять в том, например, что он «оторвал от Родины 13 воспитанников приюта» (они покинули Россию вместе с ним). Псковских, порховских, дновских батюшек обвинят в предательстве, и они получат долгие лагерные сроки...
Последствия восстановления религиозной жизни на временно оккупированных территориях были велики. Так, историки русской эмиграции В.И. Алексеев и Ф. Ставру, явно преувеличивая, считают, что «по размаху и интенсивности это религиозное возрождение может быть названо вторым крещением Руси».
Это оценка далека от объективности. Важно другое:  германским властям так и не удалось добиться разобщения народа. Вопреки ожиданиям нацистов, церкви не превратились в средоточие антисоветской пропаганды. Напротив, они стремились оказывать помощь всем нуждающимся, став хранителями национальных традиций для значительной части населения оккупированных территорий. Позицию подавляющего большинства служителей Русской Православной церкви отражали не те, кто молился за Гитлера, а те, кто укреплял дух населения и помогал государству выстоять в борьбе с врагом.
 К концу войны сложились основные принципы новой религиозной политики советской власти, характеризующиеся большой терпимостью по отношению к православию. Только с января по ноябрь 1944 г. по стране было открыто свыше 200 церквей. В августе 1945 г. на территории СССР действовало 10 243 церкви и молитвенных дома, имелось 75 православных монастырей (29 из них были открыты в период немецкой оккупации). Совнарком СССР предложил местным органам власти не препятствовать их деятельности, сохранив за ними занимаемые жилые и служебные помещения, земли, скот и сельскохозяйственный инвентарь. Постановлением правительства от 23 августа 1945 г. разрешалось производить колокольный церковный звон в городах и селах. Все это свидетельствовало как об определенном росте религиозных настроений в массе населения, так и о признании государством заслуг Церкви в военные годы.
Возрождение религиозной жизни на всех территориях СССР также, как и патриотическая церковная деятельность в первые годы войны, было замечено советским руководством и оказало определенное влияние на изменение религиозной политики государства в военный период.
Так в борьбе за общие идеалы в годы Великой Отечественной войны патриотические чаяния русских верующих и духовенства воедино слились с героизмом и доблестью воинов Красной Армии и тыла.
То, что было пророчески предсказано 22 июня 1941 года митрополитом Сергием, сбылось.
А 9 мая 1945 года прозвучало следующее обращение:
«...Слава и благодарение Богу!
Мир на земле Российской и, благодаря соединенным усилиям союзных правительств и воинств, - мир на землях многих…
…Бог посрамил дерзкие мечты злодеев и разбойников, и мы видим их теперь несущими грозное возмездие за свои злодеяния.
Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, - дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества, - и Православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, - ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру.
Но только ли сознание радости несет победа? Она несет также сознание обязанности, сознание долга, сознание ответственности за настоящее и будущее, сознание необходимости усилить труд, чтобы закрепить победу, чтобы сделать её плодотворной, чтобы залечить раны, нанесенные войной.
Много еще предстоит нам трудного дела, но мы теперь можем дышать свободно и радостно приняться за труд, - тяжелый, но созидательный.
Если во время войны в непоколебимой вере в конечное торжество правого дела мы победоносно преодолели все трудности, все лишения, все тяготы на фронте и в тылу, то с какою же удвоенной силой мы примемся за воссоздание наших городов, из которых каждый - герой войны; наших дорогих и священных памятников, - всего того, что создала могучая воля и державная мощь нашего великого народа.
С благоговением вспоминая подвиги нашего доблестного воинства и тех наших близких и родных, кто положил за наше счастье временную жизнь в надежде восприять вечную, - мы никогда не перестанем молиться о них и в этом будем черпать утешение в скорби о потере дорогих сердцу и укреплять свою веру в бесконечное милосердие Божие к ним, отошедшим в горний мир, и во всесильную помощь Божию нам, оставленным для продолжения земного подвига и для благоустроения жизни во всем мире.
Да исправится же молитва наша, яко кадило пред Господом.
Да пройдет небеса.
Да принесена будет святыми молитвенниками за землю Русскую к Престолу Господню.
Бог мира да продолжит благословения Свои на родную землю нашу и да споспешествует вождям и правителям нашим мирным оружием государственной мудрости и правды побеждать все, что враждебно миру и благу великого Отечества нашего и совокупными трудами народов-победителей установить во всем мире такой порядок, при котором невозможно было бы повторение ужасов войны.
Святую Церковь нашу в лице ее архипастырей, пастырей и верных чад призываю с таким же усердием и с такою же пламенной верой молиться о мирном преуспеянии нашей страны, с какими она молилась в годину испытаний за победу над врагами нашими. И да будет эта молитва так же благоугодна пред Богом.
«Благословен еси, Боже, звери укротивый и погасивый огнь...» (Канон службы Похвалы Божией Матери).
Аминь.»1
АЛЕКСИЙ (I),
Патриарх Московский и всея Руси
Москва, 9 мая 1945 г.
Список использованной литературы:
1. Алексий I. Слово в День Победы 9 мая 1945 года – http//www.pravoslavie.ru
2. Васильева О. С именем Димитрия Донского. – Там же.
3. Васильева О. Свои или чужие: к вопросу о религиозной жизни на временно оккупированной территории. – Там же.
4.Послание Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия в первый день войны. – Там же.
5.Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История советской России –http//www.history.pu.ru

 

 

 



0301.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 76 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 8736752